Чай для нашего народа - и чашечка бодрости, и
средство утоления жажды, и напиток к десерту, и лекарство. Чрезвычайно полезный
продукт. Если путь от чайной плантации к прилавку был короткий. Если его
правильно хранили ну и, конечно, приготовили. Качественный чай при заваривании
раскрывает и свой вкус, и аромат. Но, как показала дегустация, проведенная
Союзом защиты прав потребителей «Общественный контроль», не все представители
чайной продукции проявили себя в полной мере.
Образцы чая, наиболее популярные у населения, были
взяты в торговой сети города Ставрополя. Комиссии предстояло оценить 10
образцов черного чая - по пять пакетированного и мелкорубленного листового -
торговых марок «Лисма» и «Майский» (производитель - ОАО компания «Май», г.
Фрязино), «Делавари МК» (ЗАО «Классик», г. Санкт-Петербург), «Брук Бонд» (ООО
«Юнилевер Русь», г. Санкт-Петербург), «Беседа» (ООО «Универсальные пищевые
технологии», г. Серпухов). Ценовая категория продуктов - от 20 до 50 рублей за
пачку.
Дегустация проходила в формате народной экспертизы.
Помимо активистов СЗПП «Общественный контроль» в ней приняли участие
представители Центра испытания качества продукции комитета пищевой и
перерабатывающей промышленности правительства Ставропольского края,
учебно-научной испытательной лаборатории СтГАУ, представители торговой компании
и профессиональные дегустаторы, журналисты (среди них - и автор этих строк).
Первым дегустировали пакетированный чай. Именно
такая фасовка - лидер продаж, что обеспечивает удобство его заваривания. К
упаковке чая особых замечаний не было. Маркировка - в полном объеме, есть вся
необходимая информация. Правда, шрифт был мелковат. Все производители делали
уклон в пользу эстетики упаковки. Но в нашей дегустационной комиссии все же
подметили: кое-кто перестарался с дизайном. На коробке «Делавари», например,
картинка показывала недостоверный цвет чая - ярко-оранжевый. Но это был
единственный изъян этого продукта. Забегая вперед, скажем, что именно
«Делавари» стал лидером дегустации. Он же - единственный продукт, изготовленный
по ГОСТу. Образцы попадали на стол в обезличенном виде. Чай оценивали сначала
по внешнему виду сухого листа, затем - по интенсивности цвета настоя и
прозрачности, после чего - по вкусу, аромату. Упаковка, конечно, расхваливала
продукт: аромат - уникальный, приятный, богатый. Вкус - насыщенный, яркий.
Только не все сорта раскрыли указанные достоинства.
Первый же образец пакетированного чая был с примесью
мелких частиц стеблей, с ароматом и вкусом на троечку. Как потом выяснилось, им
оказался «Лисма». Следующие три образца были получше - с более насыщенным
цветом настоя, красивого цвета. Но один из них был с привкусом горечи. Члены
комиссии выразили мнение, что это из-за излишней ферментации. А вот последний оказался
очень сорным, с пустым вкусом и ароматом, бледным цветом. Этим аутсайдером
оказалась «Беседа». Кстати, эту оценку подтвердил и своего рода контрольный
тест. Все пять чашек отставили в сторонку. Вернулись к ним в конце дегустации.
Но если в четырех чашках был характерный след на стенках от чая, то в
последней, с «Беседой», «колечка» не наблюдалось. А настой чая стал
тускло-коричневым.
Первые три места по количеству набранных баллов
заняли пакетированные чаи высшего сорта: ««Делавари», «Майский Корона Российской
империи», «Брук Бонд», на четвертом - «Лисма» и на пятом - «Беседа».
Все марки листового чая представляли собой
мелкорубленный лист. Чай подавали уже заваренным. Первый образец сразу заслужил
комплимент от автора этих строк: «Красивый цвет, терпкий, насыщенный вкус». Им
оказался байховый чай «Делавари». Во втором образце было много примеси.
Прозвучал вердикт: «Впечатление старого чая, слабый аромат и настой, бледный
цвет. Им оказалась «Беседа». При том что срок годности, если верить маркировке,
еще с достаточным запасом, произвели его в апреле 2011 года. Хотя, как
поделились наши эксперты, «возраст» чая установить сложно. Иногда путь от
чайной плантации до прилавка магазина занимает до двух лет. Следующие образцы -
«Брук Бонд» и «Майский» были антиподом предыдущему и по цвету, и по вкусу.
«Лисма» им проигрывал.
Рейтинг предпочтений нашей дегустационной комиссии
для листового чай выглядел следующим образом: на первом месте - «Делавари», на
втором - «Майский Черный бриллиант»», на третьем - «Брук Бонд», на четвертом -
«Беседа», на пятом - «Лисма».
Могу предположить, что на восприятии чая не последнюю роль сыграл и его
«возрастной» срок. Так, самый свежий листовой чай, если судить по маркировке,
упаковали в августе 2011-го - это «Делавари». А вот «Лисма» из представленных
образцов был долгожителем - его произвели в декабре 2010 года.
Вот такие получились результаты. Лично для себя я
открыла один образец, который не знала. Решила попробовать. Интересно:
раскроется ли он так же, как во время дегустации?
Специалисты утвержают, что чай, собранный даже с одной плантации, но в
разное время - утром или вечером, днем раньше или позже, всегда разный.